|
Николай Александрович Бердяев - родился 6 марта 1874 года, Киев, Российская империя. Русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализмa. Автор книг - «Философия свободы», «Судьба России (Опыты по психологии войны и национальности)», «Новое средневековье (Размышление о судьбе России)», «Русская религиозная психология и коммунистический атеизм», «Христианство и классовая борьба», «Русская идея (Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века)», «Истоки и смысл русского коммунизма» и др. Умер 23 марта 1948 года, Кламар, Франция.
Цитаты, афоризмы, высказывания, фразы - Бердяев Николай Александрович
- Философия — школа любви к истине.
- Свобода есть право на неравенство.
- Злейший враг свободы — сытый и довольный раб.
- Евангелие есть учение о Христе, а не учение Христа.
- Ожидание чуда есть одна из слабостей русского народа.
- Революционеры поклоняются будущему, но живут прошлым.
- Взятка — самая действенная русская конституция на все времена.
- Чувство мести — чувство раба. Чувство вины — чувство господина.
- Государственно-правовое существование есть существование враждующих.
- Общечеловеческое значение имеют именно вершины национального творчества.
- Женщина необыкновенно склонна к рабству и вместе с тем склонна порабощать.
- Любовь есть интимно-личная сфера жизни, в которую общество не смеет вмешиваться.
- В свободе скрыта тайна мира. Бог захотел свободы, и отсюда произошла трагедия мира.
- Дух есть иное, высшее качество существования, чем существование душевное и телесное.
- Подлинная любовь дает силы другому, любовь-похоть вампирически поглощает силу другого.
- Свобода есть не удовлетворение, легкость и наслаждение, а тягота, трудность и страдание.
- Свобода не интересна и не нужна восставшим массам, они не могут вынести бремени свободы.
- В любви есть деспотизм и рабство. И наиболее деспотична любовь женская, требующая себе всего.
- В свободе жизнь будет труднее, ответственнее и трагичнее. Этика свободы сурова и требует героизма.
- Национальность и борьба за ее бытие и развитие не означает раздора в человечестве и с человечеством.
- У женщин есть необыкновенная способность порождать иллюзии, быть не такими, каковы они на самом деле.
- Революцию действительно революционную осуществить возможно не во внешнем мире, а лишь в душе и теле человека.
- Нет наиболее горькой и унизительной зависимости, чем зависимость от воли человеческой, от произвола равных себе.
- Борьбу за свободу я понимал прежде всего не как борьбу общественную, а как борьбу личности против власти общества.
- Любовь — как бы универсальная энергия жизни, обладающая способностью превращать злые страсти в страсти творческие.
- Смысл смерти заключается в том, что во времени невозможна вечность, что отсутствие конца во времени есть бессмыслица.
- Дух не есть видимая вещь, он совсем не есть вещь среди вещей. Дух есть субъект, потому что субъект противоположен вещи.
- Всякое до сих пор бывшее организованное и организующееся общество враждебно свободе и склонно отрицать человеческую личность.
- Для всечеловечества должно быть отвратительно превращение русского человека в интернационального, космополитического человека.
- Мистика есть духовный путь и высшие достижения на этом пути. Но есть также мистика умозрительная, которая есть прежде всего познание.
- Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад.
- Совесть есть та глубина человеческой природы, на которой она соприкасается с Богом, где она получает весть от Бога и слышит голос Божий.
- Наша любовь всегда должна быть сильнее нашей ненависти. Нужно любить Россию и русский народ больше, чем ненавидеть революцию и большевиков.
- Любовь всегда нелегальна. Легальная любовь есть любовь умершая. Легальность существует лишь для обыденности, любовь же выходит из обыденности.
- Культура никогда не была и никогда не будет отвлеченно-человеческой, она всегда конкретно-человеческая, то есть национальная, индивидуально-народная.
- Национальный человек — больше, а не меньше, чем просто человек, в нем есть родовые черты человека вообще и еще есть черты индивидуально-национальные.
- Критерий истины не в разуме, не в интеллекте, а в целостном духе. Сердце и совесть остаются верховными органами для оценки и для познания смысла вещей.
- Все в человеческой жизни должно пройти через свободу, через испытание свободы, через отвержение соблазнов свободы. В этом, может быть, смысл грехопадения.
- Нельзя отказаться от любви, от права и свободы любви во имя долга, закона, во имя мнения общества и его норм, но можно отказаться во имя жалости и свободы.
- Демократия есть нездоровое состояние народа. В „органические“ эпохи истории никаких демократий не бывает и не возникает. Демократия — порождение „критических эпох“.
- Демократия есть уже выхождение из естественного состояния, распадение единства народа, раздор в нем. Демократия по существу механична, она говорит о том, что народа как целостного организма уже нет.
- Природа государства двойственная. С одной стороны, государство праведно изобличает грех законом и начальствующий носит меч не напрасно. С другой стороны, государство само заражается грехом и делает зло.
- Человек не устраним из философии. Познающий философ погружен в бытие и существует до познания бытия и существования, и от этого зависит качество его познания. Он познает бытие, потому что сам есть бытие.
- Революция — конец старой жизни, а не начало новой жизни, расплата за долгий путь. В революции искупаются грехи прошлого. Революция всегда говорит о том, что власть имеющие не исполнили своего назначения.
- Философия может существовать лишь в том случае, если признается философская интуиция. И всякий значительный и подлинный философ имеет свою первородную интуицию. Этой интуиции не могут заменить ни догматы религии, ни истины науки.
- Совесть наша засорена и замутнена не только потому, что существует первородный грех, но и потому, что мы принадлежим к разнообразным социальным образованиям, которые для целей своего самосохранения считают ложь более полезной, чем правду.
- Вера есть внутренний духовный опыт и духовная жизнь, есть возрождение души, и она не может порабощать философию, она может лишь питать её. Но в борьбе против религии авторитета, сжигавшей на костре за дерзновение познания, философия отпала от веры, как внутреннего просветления познания.
- Любовь по природе своей трагична, жажда ее эмпирически неутолима, она всегда выводит человека из данного мира на грань бесконечности, обнаруживает существование иных миров. Трагична любовь потому, что дробится в эмпирическом мире объект любви, и сама любовь дробится на оторванные, временные состояния.
|
|