|
Лао-цзы, время жизни около VI—V веков до н. э. Древнекитайский философ, один из основателей течения даосизма, автор трактата «Дао дэ цзин»(Канон Пути и Добродетели).
Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы Лао-цзы
- Нельзя обожествлять бесов.
- Нет греха тяжелее страстей.
- Голос истины противен слуху.
- Не ссорящийся не осуждается.
- Мудрец избегает всякой крайности.
- При наличии Пути не застаиваются.
- Довольствующийся самим собой — богач.
- Когда нет врагов, то не бывает войны.
- Коль много накопишь, то много исчезнет.
- Нет беды тяжелее незнания удовлетворения.
- Наилучшее — добившись успеха, устраниться.
- Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.
- Умные не бывают учены; ученые не бывают умны.
- Даже самое хорошее оружие не предвещает блага.
- Истинно просвещенный человек никогда не воюет.
- Закон достойных — творить добро и не ссориться.
- Нет большей беды, чем недооценивать противника.
- Кто думает, что постиг все, тот ничего не знает.
- Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.
- Если в тебе недостаток веры, то бытие не верит в тебя.
- Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает.
- Если народ не боится смерти, то что его смертью пугать?
- Кто ведет войну ради человеколюбия, тот победит врагов.
- Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков.
- Потеря есть начало размножения, множество — начало потери.
- Если народ не боится власти, тогда придет еще большая власть.
- Кто, не зная ничего, держит себя как знающий много, тот болен.
- Для мудреца почесть и позор от сильных мира одинаково странны.
- Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело — из малых.
- Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.
- Тот, кто пренебрегает своей жизнью, тем самым не ценит свою жизнь.
- Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой.
- Нельзя быть драгоценным, как яшма, нужно стать простым, как камень.
- Нет большего преступления, чем попустительствовать вредным стремлениям.
- И убыток может обернуться прибылью, а может и прибыль обернуться убытком.
- Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло.
- Кто, зная много, держит себя как не знающий ничего, тот — нравственный муж.
- Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень.
- Дао постоянно осуществляет недеяние, однако нет ничего такого, что бы оно не делало.
- Кто, зная границы своей деятельности, не приблизится к опасностям, тот будет жить долго.
- Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует Дао, а Дао следует естественности.
- Воздержание — это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства.
- Люди высшей нравственности не считают себя нравственными, поэтому они имеют высшую нравственность.
- Знающий меру доволен своим положением. Знающий много — молчалив, а говорящий много не знает ничего.
- Голос истины неизящен, а изящная речь лжива. Нравственный человек не красноречив, а красноречивый — лжец.
- Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных.
- Безграничная добродетель похожа на ее недостаток; распространение добродетельности похоже на ее расхищение.
- Знающий людей разумен. Знающий себя просвещен. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя могуществен.
- Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.
- Кто храбр, не зная человеколюбия, кто щедр, не зная бережливости, кто идет вперед, не зная смирения, тот погибнет.
- Будь согнутым, и ты останешься прямым. Будь незаполненным, и ты останешься полным. Будь изношенным, и ты останешься новым.
- Совершенство воина — в бдительности, постоянной боевой готовности, в строгости, в искренности, в непроницаемом спокойствии.
- Когда вы благополучны, то подумайте, что нужно предпринять во время беды, так как великая беда начинается с незначительной.
- Будь способен знать начало и путь древности, и это знание позволит тебе увидеть путеводную нить, ведущую к сегодняшнему дню.
- Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы.
- Тот, кто знает людей, благоразумен. Знающий себя — просвещен. Побеждающий людей — силен. Побеждающий самого себя — могуществен.
- Отрицание Пути — это: роскошные апартаменты и заросшие сорняками поля, богатая одежда, пресыщение пищей и совершенно пустые хранилища.
- Достойный муж делает много, но не хвалится сделанным, совершает заслуги, но не признает их, потому что он не желает обнаружить свою мудрость.
- Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию.
- Народ, делая дела, приближаясь к их завершению, постоянно портит их, а если ты так же осторожен в конце дела, как и в начале, тогда не испортишь его.
- В одном колесе тридцать спиц, но пользуются колесницей из-за пустоты между ними. Вазы делают из глины, но пользуются пустотой в вазе. В доме пробивают окна и двери, но пользуются пустотой в доме. Вот это польза бытия и небытия.
- Все в мире растет, цветет и возвращается к своему корню. Возвращение к своему корню означает успокоение; согласное с природой означает вечное; поэтому разрушение тела не заключает в себе никакой опасности.
- Мудрый человек не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других.
- Незнатные являются основой для знатных, а низкое — основанием для высокого. Поэтому знать и государи, которые сами себя возвышают, прочного положения не имеют, ибо они не рассматривают незнатных как свою основу. Это ложный путь.
- Человек при рождении нежен и слаб, при смерти тверд и крепок. Все вещи и растения при рождении нежны и слабы, а при смерти тверды и крепки. Твердое и крепкое — это то, что погибает. Нежное и слабое — это то, что начинает жить. Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое есть у нежного и слабого.
- Для того чтобы что-то уменьшить, безусловно, следует сначала увеличить его. Для того чтобы взять, сначала, безусловно, следует дать.
Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища пусты. Знать одевается в роскошные ткани, носит острые мечи, не удовлетворяется обычной пищей и накапливает излишние богатства. Все это называется разбоем и расточительством.
|
|