Рюноскэ Акутагава - родился 1 марта 1892 года, Токио, Япония. Японский писатель, классик новой японской литературы. В Японии учреждена литературная Премия имени Рюноскэ Акутагавы. Автор произведений - «Старик», «Ворота Расёмон», «Нос», «Муки ада», «Вальдшнеп», «В чаще», «Мандарины», «Вагонетка», и другие. Умер 24 июля 1927 года, Токио, Япония.
Среди увлекающихся азартной игрой нет пессимистов.
Насмехающиеся над другими боятся насмешек над собой.
Нет более мучительного наказания, чем не быть наказанным.
Опасные мысли — те, которые заставляют шевелить мозгами.
Свобода подобна горному воздуху. Для слабых она непереносима.
Тот, кто от тоски предается разгулу, не может разгулом прогнать тоску.
Чтобы сделать жизнь счастливой, нужно любить повседневные мелочи.
Человеческое, слишком человеческое — большей частью нечто животное.
Проза занимает место в литературе только благодаря содержащейся в ней поэзии.
Брак полезен для успокоения чувственности. Для успокоения любви он бесполезен.
Делать — не всегда трудно. Трудно желать. По крайней мере желать то, что стоит делать.
Наследственность, окружение, случайность — вот три вещи, управляющие нашей судьбой.
Однажды влюбившись, мы приобретаем непревзойдённую способность заниматься самообманом.
Совесть не появляется с возрастом, как борода. Чтобы приобрести совесть, требуется некоторый опыт.
Называть деспота деспотом всегда было опасно. А в наши дни настолько же опасно называть рабов рабами.
Жизнь подобна книге, в которой недостает многих страниц. Трудно назвать ее цельной. И все же она цельная.
Судьба неизбежнее, чем случайность. «Судьба заключена в характере», — эти слова родились отнюдь не зря.
Наша любовь к природе объясняется, между прочим, и тем, что природа не испытывает к нам ни ненависти, ни зависти.
Понять, что народ глуп, — этим гордиться не стоит. Но понять, что мы сами и есть народ, — вот этим стоит гордиться.
Сильный попирает мораль. Слабого мораль ласкает. Тот, кого мораль преследует, всегда стоит между сильным и слабым.
Человеческая жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться с ней серьёзно — смешно. Обращаться несерьёзно — опасно.
Может быть, совесть — источник морали, но мораль никогда ещё не была источником того, что по совести считают добром.
Чтобы считаться человеком, у которого слово не расходится с делом, нужно достичь совершенства в умении оправдываться.
Каждый из нас должен твердо знать, что он немногого стоит. В самом деле, только те, кто это знает, хоть чего-нибудь да стоят.
Общественное мнение всегда самосуд, а самосуд всегда развлечение. Даже если вместо пистолета прибегают к газетной статье.
Слабость свободомыслящих состоит в том, что они — свободомыслящие. Они не готовы, как фанатики, к жестоким сражениям.
Сильный боится не врага, а друга. Он бестрепетно повергает врага, но, как слабый ребенок, испытывает страх непреднамеренно ранить друга.
Искусство подобно женщине. Чтобы выглядеть привлекательней, оно должно быть в согласии с духовной атмосферой или модой своего времени.
Странно, но лицо женщины, охваченной страстью, становится как у молоденькой девушки. Правда, эта страсть может быть обращена и к зонтику.
Возвышенность духа писателя помещается у него в затылке. Сам он видеть её не может. Если же попытается увидеть во что бы то ни стало, то лишь сломает шею.
Свободы хотят все. Но так кажется только со стороны. На самом же деле в глубине души свободы не хочет никто. Свобода подобна горному воздуху. Для слабых она непереносима.
Все мы тоже несемся на деревянных лошадках жизни, временами сталкиваемся со счастьем, но, не успев схватить его, проносимся мимо. А если хотим ухватить счастье, должны не раздумывая соскочить с лошадки.
Японские пираты показали, что мы, японцы, имеем достаточно сил, чтобы стоять в ряду с великими державами. В грабежах, резне, разврате мы отнюдь не уступаем испанцам, португальцам, голландцам и англичанам, пришедшим искать «Остров золота».
Трагизм нашего положения в том, что, пока мы то ли по молодости, то ли по недостатку воспитания ещё не смогли обрести совесть, нас уже обвиняют в бессовестности. Комизм нашего положения в том, что после того, как то ли по молодости, то ли по недостатку воспитания, нас обвинили в бессовестности, мы наконец обретаем совесть.