Клод Адриан Гельвеций - родился 31 января 1715 года, Париж, Франция. Французский литератор и философ-материалист утилитарного направления. Автор сочинений - «Счастье», «О человеке, его умственных способностях и его воспитании», «Об уме» и др. Умер 26 декабря 1771 года, Париж, Франция.
Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть.
Любовь у человека — мощный источник деятельности.
Желания — это цветы любви, а наслаждения — её плоды.
Заблуждение всегда противоречит себе, истина — никогда.
Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости.
Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным.
Угрызения совести начинаются там, где кончается безнаказанность.
Истину можно найти только в запрещённых книгах. Остальные — лгут.
Покровители невежества суть самые ожесточённые враги человечества.
Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.
Любовь к истине — это наиболее благоприятное условие для нахождения её.
Соревнование производит гениев, а желание прославиться порождает таланты.
Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и в дурное общество.
Море не выходит из предписанных границ. На это отваживается только человек.
Страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины.
Глубокие идеи похожи на чистые воды, прозрачность которых затемнена их же глубиной.
Единственная истинная религия – это нравственность, основанная на истинных принципах.
Источником, порождающим наибольшее число общественных бедствий, является невежество.
Все ограниченные люди стремятся постоянно опозорить людей основательного и широкого ума.
Люди обычно считают, что лучше заблуждаться в толпе, чем в одиночку следовать за истиной.
Дисциплина — искусство внушать солдатам больше страха перед офицерами, чем перед врагом.
Гордость не следует ни подавлять, ни даже ослаблять: её нужно лишь направлять на достойные цели.
Если хочешь быть богатым, не помышляй увеличить своё имущество, а только умерь свою жадность.
Искусство политики — это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным.
Одни и те же добродетели оцениваются в разные времена по-разному, в зависимости от их полезности эпохе.
Воспитание, главным образом, должно засеять наши сердца полезными для индивида и общества привычками.
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.
Чтобы вбить в голову некоторое количество истин, из неё приходится часто выбить такое же количество заблуждений.
Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествуют ненависть, предательство и интриги.
Слава, которой человек обязан заблуждению, есть иллюзия славы, которая разрушается при первых же лучах разума и истины.
Без страстей нет ни великих артистов, ни великих полководцев, ни великих министров, ни великих поэтов, ни великих философов.
Лишь краткость человеческой жизни принуждает выдающиеся умы ограничивать себя, замыкаться в какой-либо одной отрасли знания.
Самым мужественным государством бывает то, в котором лучше всего награждается доблесть и сильнее всего наказывается трусость.
Любовь становится моральным грехом, когда она делается главным занятием. Она расслабляет тогда ум и заставляет деградировать душу.
Желание есть движущая сила души; душа, лишённая желаний, застаивается. Нужно желать, чтобы действовать, и действовать, чтобы быть счастливым.
Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит себя на ошибках, что поневоле становится скромным. Он уже не гордится своей просвещённостью, он не считает себя выше других.
Чему учит нас история религий? Что они повсюду раздували пламя нетерпимости, устилали равнины трупами, поили землю кровью, сжигали города, опустошали государства; но они никогда не делали людей лучше.
Разве можно быть в одно и то же время неспособным к вниманию и одарённым большими талантами? Неужели думают, что если бы Локк и Ньютон не были прилежными, то они пришли бы к своим великим открытиям?
Человек, не знакомый с искусством верховой езды, не возьмётся давать советы, как объезжать лошадей. Но в морали мы бываем менее скромны. Здесь мы всегда считаем себя знающими и способными подавать советы всем людям.
Все умственные операции сводятся к наблюдению сходств и различий, соответствий и несоответствий, которые различные предметы имеют между собой и по отношению к нам. Безошибочность ума зависит от большей или меньшей степени внимания, с какой производятся эти наблюдения.
Если Бог бесконечно добр, зачем Его бояться? Если Он бесконечно мудр, чего ради беспокоиться нам о своей участи? Если Он всеведущ, зачем извещать о наших нуждах и утомлять нашими просьбами? Если Он вездесущ, для чего храмы? Если Он господин над всем, для чего жертвы и приношения?