Славой Жижек - родился 21 марта 1949 года, Любляна, СФРЮ. Словенский культуролог и социальный философ фрейдомарксистского толка. Основатель (совместно с Растко Мочником и Младеном Доларом) Люблянской школы психоанализа.
Не существует универсальной свободы без момента насилия.
В XX веке было три главных автора: Беккет, Платонов и Кафка.
Я не остаюсь неизменным всю жизнь, но я остаюсь самим собой.
Идеология в наше время все меньше симптом и все больше фетиш.
Я уже и так постоянно ем из этой урны. Имя этой урне — идеология.
Идеология — наши самые потаенные желания. Кино делает их видимыми.
Сегодня происходит не борьба идеологий, а борьба различных «капитализмов».
Выходить за рамки идеологии больно. Это болезненно. Нужно заставить себя сделать это.
Мир, в котором мы живем, мир глобального капитализма не может продолжать существовать.
Я делаю всю свою работу, чтобы выйти за пределы собственного «я». Я не верю во взгляд внутрь себя.
Кино — это предельно извращённое искусство. Оно не даёт вам то, что вы желаете, оно говорит вам, как желать.
Чем более глобализированными становятся рынки, тем большую мощь приобретают силы социального апартеида.
Нет скуки — нет творческого начала. Если вам не скучно, значит вы просто тупо наслаждаетесь тем, кто вы и где вы есть.
Если вы хотите оставаться счастливыми, просто оставайтесь глупыми. Гении не бывают счастливы. Счастье — это категория рабов.
Если вы просто доверяете неосознанному ощущению что так хорошо, или так надо — вы никогда не будете свободны. Свобода это больно.
"Здоровое" потребление — это когда потребляешь что-то без его реальной сущности: пончики без сахара, кофе без кофеина, секс без секса.
Стивен Вайнберг как-то сказал, что религия нужна для того, чтобы хорошие люди стали совершать ужасные вещи. Мне кажется, поэзия тоже способна на такое.
Если вы заглянете внутрь себя, то вы просто обнаружите там много говна. Я наоборот считаю, что мы должны вытащить себя из самих себя. Правда не внутри нас. Она снаружи.
Все тоталитарные режимы — хрупкие, потому что они построены на образах и верят им. Поэтому если придумать яркий образ, как это сделали Pussy Riot, власть начинает штормить.
Сегодня многие говорят, что психоанализ больше не нужен, потому что теперь все позволено. Но проблема в том, что именно из-за этого сегодня повсюду царит фригидность и импотенция.
Есть неписаные законы, на которых все держится. И хотя они иногда непристойны, и хотя о них не говорят, нарушать их опасней, чем писаные, потому что они-то и есть истинная форма идентификации.
Знаете, чем отличается последний «Джеймс Бонд» от всех прошлых? Там в финале нет секса! Куда мы катимся, если Голливуд сам вырезает секс из своих картин для того, чтобы обеспечить кассовые сборы?
Если мы ничего не сделаем, мы окажемся в новом авторитарно-капиталистическом мире, признаки которого все более и более заметны везде, не только в Китае. Невозможно сказать, каким будет это изменение.
Функция идеологии состоит не в том, чтобы предложить нам способ ускользнуть от действительности, а в том, чтобы представить саму социальную действительность как укрытие от некой травматической, реальной сущности.
Я считаю, что мы должны полностью сливаться с объектами реальности. Если вы пишете книгу, то забудьте обо всем остальном, полностью погрузитесь в неё. Если вы влюбились, идите до конца, пожертвуйте всем ради предмета своего обожания.
Когда люди в странах Восточной Европы протестовали против коммунистических режимов, большинство из них не требовали капитализма. Они хотели солидарности и хоть какой-то справедливости; они хотели жить собственной жизнью без государственного контроля.
Я думаю, философия будет важна, как никогда раньше, даже для так называемых «простых людей». Почему? Невероятная социальная динамика сегодняшнего капитализма, наравне с научными и технологическими прорывами, настолько изменили существующий строй, что старые этические и религиозные системы больше не работают.
Столкновения культур не удастся преодолеть при помощи глобального гуманизма. Борьба с ним возможна благодаря всеобщей солидарности с теми, кто борется в каждой культуре. Наша борьба за свободу должна быть дополнена борьбой против кастовой системы в Индии и сопротивлением рабочих в Китае. Битва за Палестину и против антисемитизма.
Подъем так называемого капитализма с азиатскими ценностями в последние 10 лет как минимум ставит сомнения и вопросы: что если авторитарный капитализм по китайской модели является проявлением того, что либеральная демократия, как мы её понимаем, больше не является условием и ведущей силой экономического развития и вместо этого стоит у него на пути?
Представьте, что у нас тут небольшое собрание ЦК. Встает один человек и говорит: "Товарищ Сталин сделал ошибку!". Естественно его назавтра расстреляют. А теперь представьте, что сразу после первого встает другой человек и говорит: "Ты что, с ума сошел? Нам нельзя критиковать главу страны". Его расстреляют еще быстрее — он опаснее. Иногда наивная открытость — лучший подрыв режима.