Добролюбов Николай Александрович (псевдонимы -бов и Н. Лайбов) - родился 24 января 1836 года, Нижний Новгород, Российская империя. Русский литературный критик, публицист, революционный демократ. Педагогические труды - «О значении авторитета в воспитании», «Основные законы воспитания», «Очерк направления иезуитского ордена, особенно в приложении к воспитанию и обучению юношества», «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами», «Учитель должен служить идеалом...». Умер 17 ноября 1861 года, Санкт-Петербург, Российская империя.
Цитаты, афоризмы, высказывания, фразы - Николай Александрович Добролюбов
Только труд дает право на наслаждение жизнью.
Народная мудрость высказывается обыкновенно афористически.
Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный.
Прошедшее никогда не имеет над нами такой силы, какую имеет настоящее.
Мы ценим только факты и только по действиям признаем достоинство людей.
В писателе-художнике талант - уменье чувствовать и изображать жизненную правду явлений.
Человеку нужно счастье, он имеет право на него, должен добиваться его во что бы то ни стало.
Теряя любовь женщины, можно обвинить только самого себя за неумение сохранить эту любовь.
Никто так грубо не ведет себя с подчиненными, как те, которые подличают перед начальниками.
Искусство говорить слова для слов всегда возбуждало великое восхищение в людях, которым нечего делать.
Чем скорее и стремительнее высказывается впечатление, тем чаще оно оказывается поверхностным и мимолетным.
Мы требуем, чтобы воспитание стремилось сделать человека нравственным не по привычке, а по сознанию и убеждению.
Настоящий патриотизм, как частное проявление любви к человечеству, не уживается с неприязнью к отдельным народностям.
Понять истину может всякий умный человек; стремиться к добру должен и хочет всякий человек, не лешенный благородства души.
Красота заключается не в отдельных чертах и линиях, а в общем выражении лица, в том жизненном смысле, который в нем проявляется.
Человека, меняющего свои воззрения на угождения первому встречному, мы признаем дрянным, подлым, не имеющим никаких убеждений.
Дело поэзии - жизнь, живая деятельность, вечная борьба ее и вечное стремление человека к достижению гармонии с самим собой и с природою.
Если в детях нельзя видеть идеала нравственного совершенства, то, по крайней мере, нельзя не согласиться, что они несравненно нравственнее взрослых.
Естественные стремления человечества, приведенные к самому простому знаменателю, могут быть выражены в двух словах: «Чтоб всем было хорошо».
Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм.
Если ты отвергаешь в людях возможность искреннего, глубокого, бескорыстного убеждения, то я вполне основательно могу вывести, что тебе самому незнакомы никакие убеждения.
Оправдывают свое невежество неискусством учителей только те, которые сами из себя ничего не умеют сделать и все ждут, чтобы их тащили за уши туда, куда они сами должны идти.
Только те семейные и общественные отношения могут быть крепки, которые вытекают из внутреннего убеждения и оправдываются добровольным, разумным согласием всех в них участвующих.
Под здоровьем нельзя разуметь одно только наружное благосостояние тела, а нужно понимать вообще естественное гармоническое развитие организма и правильное совершение всех его отправлений.
В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро,— сколько возможно больше и сколько возможно лучше.
Сильные умы отличаются той внутренней силой, которая дает возможность не поддаваться готовым воззрениям, но самим создавать свои взгляды. Они ничего не отвергают сначала, но только все принимают к сведению и перерабатывают по-своему.
Привыкая делать все без рассуждений, без убеждения в истине и добре, а только по приказу, человек становится безразличным к добру и злу и без зазрения совести совершает поступки, противные нравственному чувству, оправдываясь тем, что "так приказано".
В недавнее время патриотизм состоял в восхвалении всего хорошего, что есть в отечестве; ныне уже этого недостаточно, чтобы быть патриотом. Ныне к восхвалению всего хорошего прибавилось неумолимое порицание и преследование всего дурного, что есть еще у нас.
В нормальном своем положении, то есть в соединении с энергией характера и правильно развитым сознанием своего достоинства, деликатность составляет одно из высших достоинств человека. В ней соединяются и честность, и справедливость, и деятельное участие в судьбе ближнего.
Отдается приказание — ребенок исполняет его; за это его хвалят и награждают. Но в самом поступке нет ничего достойного награды — ребенок потому и исполнил приказ тотчас, что приказанное дело казалось ему совершенно естественным, что оно согласно было с его собственным желанием; за что же его хвалят?