Дэвид Юм - родился 26 апреля 1711 года, Эдинбург, Шотландия. Шотландский философ, представитель эмпиризма и агностицизма, один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения. Умер 25 августа 1776, Эдинбург, Шотландия.
Цитаты, афоризмы, высказывания, фразы - Юм Дэвид
Природа всегда сильнее принципов.
Ничто не свободно так, как мысль человека.
Люди не в состоянии изменить свою природу.
Любовь есть не что иное, как желание счастья другому.
Человеку, который долго говорит о себе, трудно избежать тщеславия.
Свобода, в чем бы она ни заключалась, теряется, как правило, постепенно.
Хотя все возникает во времени, однако ничто реальное не производится временем.
Чем больше образ жизни человека зависит от случайности, тем сильнее он предается суеверию.
Случай и судьба — это одни только пустые слова: упорное благоразумие — вот судьба человека.
В жалости всегда есть примесь любви и нежности, а в злорадстве — примесь ненависти или гнева.
Первоначальная религия человечества порождается главным образом тревожным страхом за будущее.
Самая строгая мораль позволяет нам чувствовать удовольствие при мысли о великодушном поступке.
Мое высшее счастье, мое полное удовлетворение состоит в том, чтобы читать, гулять, мечтать, думать.
Не каждый человек может быть философом, как далеко не каждый философ может оставаться человеком.
Истинный скептик так же недоверчиво относится к своим сомнениям, как и к философским сочинениям.
Нет слухов, которые возникали бы так легко и распространялись бы так быстро, как слухи относительно свадеб.
Благая цель может сообщить ценность только таким средствам, которые достаточны и действительно ведут к цели.
Склонность к радости и надежде — истинное счастье; склонность к опасению и меланхолии — настоящее несчастье.
Прежде всего меня приводит в ужас и смущение то безнадежное одиночество, на которое обрекает меня моя философская система.
Злорадство есть желание причинить зло другому лицу, чтобы путем сравнения с собственным положением испытать удовольствие.
Когда свет осуждает нас, клевещет на нас, мы не должны сердиться, а скорее рассмотреть, нет ли в осуждениях этих какого-то основания.
Когда религиозность соединяется со страстью к чудесному, тогда конец всякому здравому смыслу и свидетельство людей теряет всякий авторитет.
Рассказ, всеми отвергаемый в том месте, где он впервые был пущен в обращение, будет считаться достоверным на расстоянии тысячи миль оттуда.
Если единственным мотивом наших действий является желание показать свою свободу, значит, мы никак не можем освободиться от уз необходимости.
Когда я слышу о том, что тот или иной человек религиозен, я сразу думаю, что он — мошенник, хотя я знал много очень хороших людей, которые были верующими.
Мрак противен уму не меньше, чем зрению; ничто не может доставить нам такого наслаждения, как возможность превратить мрак в свет, каких бы трудов это ни стоило.
Мы порицаем всякий обман, всякое нарушение слова, потому что считаем, что свобода и широта общения между людьми находятся в полной зависимости от верности обещания.
Все, что мы называем героической доблестью и чем восхищаемся как величием и возвышенностью духа, есть не что иное, как спокойная и твердо обоснованная гордость и самоуважение.
Люди обладают общей склонностью представлять все существуещее подобным себе и приписывать каждому объекту те качества, с которыми они близко знакомы и которые они непосредственно осознают.
Такова природа человеческого разума, что он всегда завладевает другим разумом; и насколько он прекрасным образом укрепляется единодушием чувств, настолько потрясает и расшатывает его любое противоречие.
Никакое свидетельское показание не может служить доказательством чуда, за исключением ситуации, когда ложность свидетельства представляется ещё более невероятной, чем тот факт, который оно должно подтвердить.
Не уничтожение чудовищ, свержение тиранов и защита родины, а бичевание и пост, трусость и смирение, полное подчинение и рабское послушание — вот что стало теперь средством достижения божеских почестей среди людей.
Если какой-нибудь поступок добродетелен или порочен, это является лишь признаком определенного душевного качества или характера; он должен проистекать из постоянных принципов нашего духа, распространяющихся на все поведение человека и входящих в его личный характер.