Виктор Эмиль Франкл родился 26 марта 1905 года, Вена, Австро-Венгрия. Австрийский психиатр и психолог. Один из ведущих представителей гуманистического направления в психологии. Умер 2 сентября 1997 года, Вена, Австрия.
Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы - Франкл Виктор Эмиль
Смысл должен быть найден, но не может быть создан.
Недостаток успеха никогда не означает утрату смысла.
Свобода предполагает ограничения, основывается на них.
В обусловливающее бытие проникает воздействующий смыс.
Осуществление смысла всегда включает в себя принятие решения.
Ценностям мы не можем научиться - ценности мы должны пережить.
Побуждения и инстинкты толкают, а основания и смыслы притягивают.
Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир.
Цель психотерапии - исцеление души, цель же религии - спасение души.
В основе смысла человеческого существования лежит принцип необратимости.
Значимы не наши страхи и не наша тревожность, а то, как мы к ним относимся.
У каждого времени свои неврозы - и каждому времени требуется своя психотерапия.
Из длительности срока жизни мы никогда не сможем вывести меру ее осмысленности.
Страдание своей целью имеет уберечь человека от апатии, от духовного окоченения.
Духовность, свобода и ответственность — это три экзистенциала человеческого существования.
Если бы все люди были идеальны, то каждого человека всегда можно было бы заменить любым другим.
Вечная борьба духовной свободы человека с его внутренней и внешней судьбой и составляет, по сути, человеческую жизнь.
Истинно человеческое начинается в человеке там, где он обретает свободу противостоять зависимости от собственного типа.
Воля к смыслу - наиболее человеческий феномен, так как только животное не бывает озабочен смыслом своего существования.
Духовное, по определению, и есть свобода в человеке. Духовная личность - это то в человеке, что всегда может возразить!
Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя.
Именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, - именно там мы призваны, ощущаем необходимость измениться самим.
Быть человеком - значит всегда быть направленным на что-то или на кого-то, отдаваться делу, которому человек себя посвятил, человеку, которого он любит.
Когда человек поддается своим влечениям, он именно поддается влечениям; это значит, что он свободно отрекается от свободы, чтобы найти оправдание своей несвободе.
В мире, как он описывается многими науками, отсутствует смысл. Это, однако, означает не то, что мир лишен смысла, а лишь то, что многие науки слепы к нему. Смысл приносится в жертву многими науками.
Все можно отнять у человека, за исключением одного: последней частицы человеческой свободы — свободы выбирать свою установку в любых данных условиях, выбирать свой собственный путь.
Наследственность - это не более чем материал, из которого человек строит сам себя. Это не более чем камни, которые могут быть использованы, а могут быть отвергнуты строителем. Но сам строитель - не из камней.
Мы существуем постольку, поскольку мы открыты для окружающего мира. Человек не для того здесь, чтобы наблюдать и отражать самого себя; он здесь для того, чтобы предоставлять себя, поступаться собой, чтобы, познавая и любя, отдавать себя.
Биологическая судьба представляет собой материал, который приобретает форму под воздействием свободного человеческого духа, то есть под влиянием того, ради чего, с точки зрения человека, он существует.
Если бы фактор конечности жизни лишал ее смысла, было бы неважно, когда настанет конец, в обозримом ли будущем или очень и очень скоро. Мы должны были бы признать, что время, когда всему придет конец, не существенно.
Жизнь либо имеет смысл, и в таком случае смысл не может исчезнуть ни от чего, что может случиться. Либо она не имеет смысла — но тогда это тоже не зависит от происходящих событий.
Как указал однажды Шелер, человек имеет право считаться виновным и быть наказанным. Отрицать его вину посредством объяснения, что он есть жертва обстоятельств, - значит отнимать у него его человеческое достоинство. Я бы сказал, что это прерогатива человека - становиться виновным. Конечно же, на его ответственности лежит также преодоление вины.
В век, когда десять заповедей, по-видимому, уже потеряли для многих свою силу, человек должен быть приготовлен к тому, чтобы воспринять 10 000 заповедей, заключенных в 10 000 ситуаций, с которыми его сталкивает жизнь. Тогда не только сама эта жизнь будет казаться ему осмысленной (а осмысленной - значит заполненной делами), но и он сам приобретет иммунитет против конформизма и тоталитаризма - этих двух следствий экзистенциального вакуума