Вторник, 06.12.2016, 13:14
Афоризмы, цитаты, высказывания Жан-Жак Руссо
Главная | Жан-Жак Руссо | Регистрация | Вход
Меню сайта


Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы - Руссо Жан-Жак

Жан-Жак Руссо - родился 28 июня 1712 года в Женеве. Французский писатель, мыслитель, композитор. Разработал прямую форму правления народа государством (прямую демократию), которая используется и по сей день в Швейцарии. Автор произведений - «Новая Элоиза», «Эмиль», «Общественный договор», «Рассуждения» и др. Умер 2 июля 1778 года, Эрменонвиль, близ Парижа.



Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы Жан-Жак Руссо



  • Прекрасно то, чего нет.


  • Дайте детству созреть в детстве.


  • Оскорбления — это доводы неправых.


  • Терпение горько, но его плод сладок.


  • Трудись для того, чтоб наслаждаться.


  • Всякая злость происходит от бессилия.


  • Знать хорошее важнее, чем знать многое.


  • Наши истинные учителя — опыт и чувство.
     

  • Всякий праздный гражданин яатяется вором.


  • Правдивое сердце — главное оружие истины. 


  • Любить глубоко — это значит забыть о себе.


  • От природы люди вовсе не враги друг другу. 


  • Почти во всех делах самое трудное — начало.


  • Лишь великие события создают великих людей. 


  • У духа есть свои потребности, как и у тела.


  • Важно знать не то, что есть, а то, что полезно.


  • Первое и важнейшее качество женщины — кротость.


  • Чистая совесть гасит жажду легкомысленных забав.


  • Против всего можно устоять, но не против доброты.
     

  • Прямодушие украшает все сопровождаемые им чувства.


  • Жажда счастья никогда не иссякает в сердце человека.


  • Фальшивых людей опаснее иметь друзьями, чем врагами.


  • Иной сходит в могилу ста лет, а умер, едва родившись.


  • Мое дело сказать правду, а не заставлять верить в нее.


  • С первой минуты жизни надо учиться быть достойными жить.


  • Свободным родился человек — и везде он закован в железо.


  • Вся нравственность человека заключается в его намерениях.


  • Чем меньше люди знают, тем обширнее кажется им их знание.


  • Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине — только один.


  • Царство женщины — это царство нежности, тонкости и терпимости.


  • Неподкупный глаз честного человека всегда беспокоит мошенников.


  • Тот, кто поносит порядочного человека, поносит этим самого себя.
     

  • Хорошее употребление времени делает время еще более драгоценным.


  • Привязанность может обойтись без взаимности, но дружба — никогда.


  • Чем меньше вы будете читать, тем тщательнее следует выбирать книги.


  • Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.


  • Чтобы жить в добродетели, мы всегда должны вести борьбу сами с собой.
       

  • Доброта, высказанная нам каким-либо человеком, привязывает нас к нему.


  • Ничего могучего, ничего великого не может выйти из-под продажного пера.


  • Сама по себе жизнь ничего не значит; цена ее зависит от ее употребления.


  • Видеть несправедливость и молчать — это значит самому участвовать в ней.


  • Первая награда справедливости — это сознание, что справедливо поступили.


  • Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.


  • Отнимите у нашего сердца любовь к добру — вы отнимете всю прелесть жизни.


  • Принуждение и любовь не уживаются вместе, и нельзя наслаждаться по заказу.


  • Если мы будем искать счастья, не зная, где оно, мы рискуем с ним разойтись.
     

  • Дураки не бывают застенчивы, хотя застенчивость принимает все виды глупости.


  • Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.


  • Чем более неистовы страсти, тем более необходимы законы, чтобы их сдерживать. 


  • Есть избыток строгости и избыток снисходительности: обоих надо одинаково избегать.


  • Если тщеславие сделало кого-нибудь счастливым, то наверняка этот кто-то был дурак. 


  • Как бы ни был правдив человек, но раз он католический епископ, ему приходится лгать. 


  • Вовсе не обязательно делать из человека философа прежде, чем делать из него человека.


  • Ложное может выступать в бесконечных сочетаниях, истина же существует лишь в одном виде.


  • Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества.


  • Мужчина лучше женщины философствует о сердце человеческом, но женщина лучше его читает в сердце мужчин.


  • Всякая власть — от Бога, я это признаю; но и всякая болезнь от Него же: значит ли это, что запрещено звать врача?


  • Всякого рода привилегии выгодны для частных лиц, которые их получают, и ложатся бременем на нацию, которая их дает.


  • Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату.


  • Мы всего больше заботимся о жизни по мере того, как она теряет свою ценность; старики больше сожалеют о ней, чем молодые. 


  • Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста — это не делать никому зла.


  • Из всех способностей человека разум, представляющий собою объединение всех других, развивается труднее всего и позже всего. 


  • Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению.


  • Жена, домогающаяся власти, становится тираном своего мужа, а господин, сделавшийся рабом, бывает смешным и жалким созданием.


  • Воздержанность и труд — вот два истинных врача человека: труд обостряет его аппетит, а воздержанность мешает злоупотреблять им.


  • Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг. Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку.
     

  • Естественное состояние — это такое состояние, когда забота о нашем самосохранении менее всего вредит заботе других о самосохранении. 

      
  • Необходимым следствием порядка вещей становится то, что злой извлекает двойную выгоду: из собственной несправедливости и из честности других. 


  • Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того. чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним.
     

  • Жить — это не значит дышать, это значит действовать. Не тот человек больше всего жил, который может насчитать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь.


  • Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он только что совершен, а когда спустя долгое время вспоминаешь его, потому что память о нем не угасает.
     

  • Ежели супруги много лет любят друг друга, то влюбленность неприметно переходит в сладостную привычку и пылкая страсть сменяется нежной дружбой.
     

  • Имейте в виду, что никогда незнание не делает зла; пагубно только заблуждение. Заблуждаются же люди не потому, что не знают, а потому, что воображают себя знающими.
     

  • Мужчина говорит то, что знает, женщина — что нравится; первый, чтобы говорить, нуждается в знаниях, вторая — во вкусе; первый должен иметь в виду полезные вещи, вторая — приятные.
     

  • Всякий человек, рожденный в рабстве, рождается для рабства; ничто не может быть вернее этого. В оковах рабы теряют все, вплоть до желания от них освободиться. 


  • Много рассуждают о качествах хорошего воспитания. Первое, которое я потребовал бы от него — а оно предполагает и много других, — это не быть человеком продажным.
     

  • Когда мужчина берет жену ниже себя по званию., он не унижает себя, но возвышает свою супругу; наоборот, заключая брак с особою более высокого звания, он унижает ее и сам не возвышается.
     

  • Вместо того чтобы обуздывать роскошь при помощи законов против роскоши, лучше предупреждать ее при помощи такого управления, которое делает ее невозможною.
     

  • Одно из преимуществ хороших поступков состоит в том, что они возвышают душу и предрасполагают ее к еще лучшим делам. Опаснейший подводный камень для правосудия — это предубеждение.
     

  • Весьма опасаюсь, как бы тот, кто с первого знакомства обходится со мною так, будто мы дружим лет двадцать, не обошелся бы со мною двадцать лет спустя как с незнакомцем, попроси я его о важной услуге.


  • Всякий, кто зависит от других и не имеет своих внутренних средств, не сможет стать свободным. Союзы, договоры, доверие людей — все это может привязать слабого к сильному, но не сильного к слабому.
     

  • Время — движущийся образ неподвижной вечности. Все, что нарушает единство общества, никуда не годится; все установления, ставящие человека в противоречие с самим собою, не стоят ничего. 


  • Красноречие производит сильное, но зато минутное действие. Люди, легко поддающиеся возбуждению, так же легко и успокаиваются. Холодное и мощное убеждение не производит такого подъема; но если оно охватило человека, оно проникает в него, и действие его неизгладимо. 


  • Единственное средство удержать государство в состоянии независимости от кого-либо — это сельское хозяйство. Обладай вы хоть всеми богатствами мира, если вам нечем питаться — вы зависите от других. Торговля создает богатство, но сельское хозяйство обеспечивает свободу. 


  • Надо найти такую общую форму соединения, которая защищала бы и охраняла своей общей силой личность и имущество каждого своего члена и посредством которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе, оставаясь столь же свободным, как и раньше.
     

  • Родина не может существовать без свободы, свобода без добродетели, добродетель без граждан. У вас будет все, если вы воспитаете граждан; без этого у вас все, начиная с правителей государства, будут лишь жалкими рабами. Однако воспитать граждан — дело не одного дня; и чтобы иметь граждан-мужей, нужно наставлять их с детского возраста.
     

  • Пусть же родина явит себя общей матерью граждан; пусть выгоды, коими пользуются они в своей отчизне, сделают ее для них дорогою; пусть правительство оставит им в общественном управлении долю, достаточную для того, чтобы они чувствовали, что они у себя дома; и пусть законы будут в их глазах лишь поручительством за общую свободу.


  • Не соединяйте брачными узами людей, кои подходят друг другу лишь в известных условиях жизни и не будут подходить, если эти условия изменятся; но соединяйте людей, которые будут соответствовать друг другу, в каком бы положении они ни очутились, в какой бы стране ни обитали, в каком бы звании ни оказались.
     

  • Не трудно понять, что война и завоевания, с одной стороны, и усугубляющийся деспотизм — с другой, взаимно помогают друг другу; что у народа, состоящего из рабов, можно вволю брать деньги и людей, чтобы с их помощью покорять другие народы; что война дает одновременно и предлог для новых денежных поборов, и не менее благовидный предлог для того, чтобы постоянно содержать многочисленные армии, дабы держать народ в страхе. - Никто не может быть счастлив, если он не пользуется своим собственным уважением.
     

  • Отказаться от своей свободы — это значит отречься от своего человеческого достоинства, от прав человеческой природы, даже от ее обязанностей. Невозможно никакое возмещение тому, кто от всего отказывается. Подобный отказ несовместим с природою человека; лишить человека свободы воли — это значит лишить его действия какой бы то ни было нравственности.
     

  • Если брать этот термин в точном его значении, то никогда не существовала подлинная демократия и никогда таковой не будет. Противно естественному порядку вещей, чтобы большее число управляло, а малое было управляемым. Нельзя себе представить, чтобы народ все свое время проводил в собраниях, занимаясь общественными делами, и легко видеть. что он не мог бы учредить для этого какие-либо комиссии, чтобы не изменилась и форма управления.
     

  • Два противоположных состояния ввергают людей в оцепенение безделья: одно из них — то душевное спокойствие, в силу которого мы довольствуемся тем, чем обладаем; второе — это ненасытное вожделение, дающее чувствовать невозможность его удовлетворения. Тот, кто живет, не имея желаний, и тот, кто знает, что не может получить того, что желает, равным образом пребывают в бездействии. Чтобы действовать, нужно и стремиться к чему-либо, и быть в состоянии этого достигнуть.
     

  • Мы видим вокруг нас почти только таких людей, которые жалуются на свою жизнь, и многих таких, которые лишают себя жизни, когда это в их власти; законы, божеский и человеческий, вместе едва способны остановить беспорядок. А случалось ли вам когда-либо слышать, чтобы дикарь на свободе хотя бы только подумал о том, чтобы жаловаться на жизнь и кончать с собою. Судите же с меньшим высокомерием о том, по какую сторону мы видим подлинное человеческое несчастье. 


  • Недостаточно сказать гражданам: «Будьте добрыми!» -« надо научить их быть таковыми; и даже пример, который в этом отношении должен служить первым уроком, не есть единственное необходимое здесь средство. Любовь к отечеству всегда действенна, ибо всякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем соответствует общей воле; и мы с охотою желаем того же, чего желают любимые нами люди.
     

  • Люди от природы ленивы; но страстное стремление к труду — это первый плод благоустроенного общества; и если народ вновь впадает в состояние лени и безразличия, то это происходит опять-таки из-за несправедливости этого же самого общества, которое не придает уже больше труду той цены, которой он заслуживает.
     

  • Главные движущие силы, которые заставляют людей действовать, если их хорошенько рассмотреть, сводятся к двум: сластолюбию и тщеславию; если вы отнимете у первого то, что принадлежит второму, то обнаружите при окончательном рассмотрении, что все сводится почти что к одному только тщеславию. 


  • Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму... Если мы хотим извратить этот порядок, то произведем скороспелые плоды, в которых не будет ни зрелости, ни вкуса и которые не замедлят испортиться: у нас будут юные ученые и старые дети.
     

  • Опыт давно уже приучил народ быть благодарным своим правителям за то, что они ему не причинили всего того зла, какое они могли ему причинить, и обожать своих правителей, когда народ им не ненавистен. Глупец, которому повинуются, может, как и всякий другой, карать преступления — настоящий государственный деятель умеет их предупреждать; он утверждает свою достойную уважения власть не столько над поступками, сколько, в большей еще мере, над волею людей.


  • Страх и надежда — вот два орудия, при помощи которых управляют людьми, но вместо того, чтобы пользоваться этими двумя орудиями, не делая различия между ними, следует использовать их в соответствии с их природой. Страх не возбуждает, он сдерживает; и использование его в законах о наказаниях служит не тому, чтобы побуждать делать добро, а тому, чтобы помешать творить зло. Не видно даже, чтобы страх перед нищетою делал когда-либо бездельников трудолюбивыми. Вот почему для того, чтобы возбудить среди людей настоящее соревнование в труде, следует показывать им, что труд — это не средство избежать голода, а способ достигнуть благосостояния. 


Поиск
Статистика
Copyright aphorism-citation.ru © 2009-2016
map1 map2 map3 map4 map5